Концепция Ада в «Божественной комедии»В произведении «Божественная комедия»
Данте строит строгую систему загробного мира, представляя его в виде 9 кругов, окружающих вмороженного в лёд Люцифера.
Выстраивая модель Ада (Ад, XI, 16-66), Данте следует за
Аристотелем, который в своей «Этике» (кн. VII, гл. I) относит к 1-му разряду грехи невоздержанности (incontinenza), ко 2-му — грехи насилия («злоба» или malizia), к 3-му — грехи обмана («буйное скотство» или matta bestialitade). У Данте 2—5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.
читать дальшеСюжет
В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче (возлюбленной Данте), Данте без трепета отдается руководству поэта.
Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души не могших познать истинного бога. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Эврипида, Юлия Цезаря и др. Следующий круг (ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли) заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принуждённых страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов. Муки обманщиков разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.
Структура
Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.
I круг (Лимб)
Страж: Харон (по крайней мере, посредник)
Томящиеся: некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане.
Вид наказания: Безбольная скорбь
II круг
Страж: Минос
Томящиеся: Похотливые и развратные души.
Вид наказания: Кручение и истязание ураганом, удары душ об скалы преисподнии
III круг
Страж: Цербер
Томящиеся: Обжоры и гурманы.
Вид наказания: Гниение под дождём и градом
IV круг
Страж: Плутос
Томящиеся: Скупые и расточители (неумение совершать разумные траты)
Вид наказания: Перетаскивание с места на место огромные тяжести и, столкнувшись друг с другом, души, вступают в яростный бой
V круг (Стигийское болото)
Страж: Флегий — перевозчик через болото
Томящиеся: Гневные
Вид наказания: Вечная драка в грязном болоте Стикс
VI круг (Стены города Дита)
Страж: Фурии
Томящиеся: Еретики и лжеучители
Вид наказания: Лежать в раскалённых могилах. Надгробие отрыто, внутри могилы горит огонь — он раскаляет до красноты стенки гробницы.
VII круг
Страж: Минотавр
Томящиеся: Совершающие насилие (см. по поясам)
Вид наказания: см. по поясам
* I пояс (Флегетон)
Томящиеся: Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники)
Вид наказания: Кипеть во рву из раскаленной крови. Тех, кто вынырнет, подстреливают из лука, — кентавры Несс, Хирон и Фол
* II пояс
Томящиеся: Насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества)
Вид наказания: Самоубийц в виде деревьев терзают гарпии; мотов загоняют гончие псы
* III пояс
Томящиеся: Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство)
Вид наказания: Изнывать в бесплодной пустыне. С неба капает огненный дождь.
VIII круг (Злопазухи, или Злые Щели)
Страж: Герион
Томящиеся: Обманувшие недоверившихся
Вид наказания: см. по рвам
* I ров.
Томящиеся: Сводники и обольстители
Вид наказания: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами
* II ров.
Томящиеся: Льстецы
Вид наказания: Влипшие в кал зловонный
* III ров.
Томящиеся: Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями («Симонисты»)
Вид наказания: Туловища закованы в скалы вниз головой, по ступням струится огонь
* IV ров.
Томящиеся: Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи
Вид наказания: Голова повёрнута на пол-оборота (назад)
* V ров.
Страж: бесы-"Загребалы"
Томящиеся: Мздоимцы, взяточники
Вид наказания: Кипеть в смоле. В тех, кто высунется, черти вонзают багры
* VI ров.
Томящиеся: Лицемеры
Вид наказания: Закованы в свинцовые мантии («федериков плащ»)
* VII ров.
Томящиеся: Воры
Вид наказания: Мучения гадами (кенхр, амфисбена, фарей, якул, ехидна), взаимопревращения с ними
* VIII ров.
Томящиеся: Лукавые советчики
Вид наказания: Души спрятаны (горят) внутри огоньков
* IX ров.
Томящиеся: Зачинщики раздора
Вид наказания: Потрошение
* X ров.
Томящиеся: Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики
Вид наказания: Проказа и лишай
IX круг (Ледяное озеро Коцит)
Страж: Гиганты (Бриарей, Эфиальт, Антей)
Томящиеся: см. по поясам
* Пояс Каина. Предатели родных.
* Пояс Антенора. Предатели Родины и единомышленников.
* Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
* Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.
* Середина, центр вселенной. Вмёрзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия)
Вид наказания: Вмёрзли в лёд по шею, и лица их обращены книзу
Sandro Botticelli Chart of Hell ca. 1480–1495, pen and ink on parchment, after Dante's Divine Comedy.«Роза Мира» Даниила Андреева«Роза Мира» Даниила Андреева
В космологической картине Даниила Андреева, изложенной в его книге «Роза Мира», под «адом» понимается Гашшарва — двумерный мир, где обитают демоны. Там же обитают некоторые люди, возжелавшие стать носителями темных миссий. Там они не страдают. Потому с традиционными христианскими представлениями об аде больше согласуются описания Андреевым «миров возмездия» Также в «Розе Мира» упоминается «лунный ад», восстанавлемый лунной демоницей Воглеа.
@темы:
адские создания,
полезная информация,
глоссарий,
дискуссия