Ад, Геенна (греч. Ἅδης —
Гадес,
царство Аида,
подземное царство; ивр. גיהינום,
Гехеном, שאול,
Шеол; слав.
Пекло) — первоначально (древнегреческая мифология, Ветхий Завет) посмертное состояние души, впоследствии подземное место наказания грешников (традиция зороастризма, буддизма, христианства и ислама). Противопоставляется
раю.
Ад в христианствеСогласно христианскому учению, после грехопадения прародителей в ад попадали души всех умерших, в том числе ветхозаветных праведников. Души праведного Симеона Богоприимца и обезглавленного царём Иродом Иоанна Крестителя проповедовали в аду скорое и всеобщее избавление. После своих страданий и смерти на кресте, Христос своей человеческой душой спустился в самые отдалённые глубины ада, разрушил ад и вывел из него души всех праведников в Царство Божие (рай), а также и те души грешников, которые приняли проповедь о пришедшем спасении. И теперь, души умерших святых (благочестивых христиан) попадают в рай. Но часто своими грехами живущие люди, не осознавая этого, отталкивают от себя Бога — сами (ещё живя на земле) создают в душе своей сущий ад, а после смерти, души уже не имеют возможности переменить своего состояния, которое будет и дальше прогрессировать в вечности. Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан неизвестна ныне живущим — она полностью зависит от воли Бога, если Он посчитает, что умерший жил по совести, и что его душа готова славить Христа, то она может быть принята в райские обители. Спаситель подчёркивает, что определяющим критерием для Него будет наличие (у «агнцев») дел милосердия (помощь нуждающимся, к которым Он и Себя причисляет), — либо отсутствие этих дел (у «козлищ») (Мф.25:31-46). (Вообще-то не Бог определяет для человека наказание или вознаграждение, а сам человек, когда он увидит истинное состояние дел (которое не имел возможности видеть до смерти), перед лицем Истины, в том числе присутствие добродетели в примере "агнцев" или отсутствии у "козлищ") Окончательное решение Бог вынесет на Страшном Суде, после которого в аду будут мучаться не только души грешников, но и их воскресшие материальные тела. Христос указывал, что наибольшие мучения в аду постигнут тех, кто знал Его заповеди, но не исполнял их, и тех, кто не прощал обиды на своих ближних. Самым тяжёлым мучением в аду будет не физическое, а моральное, голос совести, некое противоестественное состояние, когда греховная душа не может вынести присутствие Бога, но и без Бога ей совсем невыносимо.
читать дальше
В аду также будут мучиться и демоны (падшие ангелы), которые после Страшного Суда ещё более будут связаны: "И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" (Мф.8:29); "И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну" (Лк.8:31).
Католицизм и православие утверждают, что для того, чтобы после смерти душа попала не в ад, а в рай, нужно быть крещёным (Ин.3:5), придерживаться богооткровенного вероучения, причащаться Тела и Крови Христовых, соблюдать духовную чистоту и совершать дела милосердия и много молить Бога о вечном спасении своей души, живя на земле. Право определять, попадет ли душа человека в ад или рай в Христианстве принадлежит Богу. При этом на текущий момент не существует методик определения того куда попадет душа человека после смерти.
Протестантизм утверждает, что для того, чтобы душа человека попала в рай, а не в ад, нужно быть возрождённым христианином. В неопротестантизме (баптизм, методизм, пятидесятничество, и др.) крещение не играет главной роли в спасении. В классическом протестантизме (лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.) имеет место тезис о необходимости крещения младенцев для того, чтобы те попали в рай после смерти.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Он (Бог) и уготовал геенну (ад, как место пребывания для грешников), что Он — благ». Даже самые нестерпимые и ни с чем несравнимые вечные мучения грешников в аду — всё же лучше, чем небытие или же полное прекращение их существования. Согласно некоторым христианским апологетам, ад — есть зло, но Бог не может творить зло, однако при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным существам (ангелам и людям) самим «творить» как добро, так и зло. Зло, согласно их концепции, — всего лишь, либо извращённое добро, либо — отсутствие добра, то есть, — небытие, которое никогда не может быть полным и окончательным. Несмотря на то, что ад называется царством дьявола и ангелов его, вездесущий и всемогущий Бог непостижимо присутствует и в аду и промыслительно управляет им.Ад в буддизмеАд в буддизме
Ад в буддизме — нарака (санскр. नरक, naraka?) — мир адских существ (нараков), которые подвержены тяжёлым мучениям вследствие своих кармических деяний (то есть деяний прошлой жизни). В отличие от христианского или мусульманского ада, мучения не вечные, и после довольно длительного срока искупления негативная карма очищается, и существа могут переродиться в высших мирах.
Нахождение и структура адов
Обычно считается, что адские подземелья в этом мире расположены под континентом Джамбудвипа. При этом отмечается, что в неисчислимом количестве миров существует также неисчислимое количество адов.
По своей структуре ады напоминают глубокую усечённую пирамиду из восьми слоёв, нижние слои значительно больше верхних. Ады уходят глубоко под воду под континентом до самого дна. Самые страшные ады расположены внизу, самые лёгкие — сверху. На каждом уровне центральную часть занимает горячий ад, а по периферии расположен холодный ад. Таким образом имеется восемь горячих и восемь холодных адов.
Описывают также и дополнительные ады и даже временно возникающие ады.
Восемь холодных адов
1. Арбуда-нарака(Arbuda) — ад волдырей. На тёмной промёрзшей долине окружённой холодными горами постоянно метель и снежная буря. Жители этого ада лишены одежды и одиноки, и от холода их тело покрывается волдырями. Время пребывания в этом аду — сколько займёт опустошить бочку зёрен кунжута, если раз в сто лет брать по одному зерну.
2. Нирарбуда-нарака (Nirarbuda) — ад разбухающих волдырей. Этот ад ещё холоднее и волдыри разбухают и взрываются, оставляя тела покрытыми кровью и гноем.
3. Атата-нарака (Aṭaṭa?) — ад, когда трясёт от холода. От тряски существа издают звук aṭ-aṭ-aṭ?.
4. Хахава-нарака (Hahava) — ад плача и стона. Когда жертва стонет от холода, издавая звуки ha, ho от боли.
5. Хухува-нарака (Huhuva) — ад стучащих зубов. Страшный озноб и зубы стучат, издавая звук ху-ху.
6. Утпала-нарака(Utpala) — ад голубого лотоса, когда постоянный холод заставляет всю кожу посинеть подобно лилии.
7. Падма-нарака (Padma) — лотосовый ад. Снежная пурга овевает замёрзшее тело, оставляя кровавые раны.
8. Махападма-нарака (Mahāpadma) — великий лотосовый ад. Всё тело трескается от холода и внутренние органы от страшного мороза тоже растрескиваются.
Восемь горячих адов
1. Санджива-нарака (Sañjīva) — ад оживления. В этом аду земля состоит из раскалённого железа. Существа пребывают в этом аду в постоянном унижении и страхе. Как только жертвы начинают бояться, что другие на него нападут, другие существа возникают и начинают его атаковать железными копьями. Или же слуги Ямы появляются и нападают на жертв с колющим оружием. Они теряют сознание и испытывают предсмертные муки, но тут же восстанавливаются в сознании и их снова атакуют. На них могут также лить по каплям расплавленный металл, разрубают их на кусочки, они страдают также от раскалённого железа под ногами. Пребывание в этом аду занимает 162*1010 лет. Ад находится на глубине 1000 йоджан под континентом Джамбудвипа и занимает 10,000 йоджан в каждом из направлений.
2. Каласутра-нарака (Kālasūtra) — ад чёрных сечений. Помимо мучений в предыдущем аду, чёрные линии проводят вдоль тела, и слуги Ямы рассекают по этим сечениям жертвы зазубренными секирами и острыми топорами. Пребывание в этом аду занимает 1296*1010 лет.
3. Сангхата-нарака (Saṃghāta?) — сокрушающий ад. Этот ад расположен над раскалённым железом и окружён массивными скалами, которые сталкиваются и перемалывают существ в кровавое крошево. Когда скалы раздвигаются, жизнь восстанавливается и всё начинается сначала. Пребывание в этом аду занимает 10368*1010 лет.
4. Раурава-нарака(Raurava) — ад воплей. Здесь под жертвами горит земля и они пытаются укрыться. Когда же они находят укрытие, они оказываются запертыми в нём и их поражает жар со всех сторон, и они орут от ужаса. Жизнь в этом аду занимает 82944*1010 лет.
5. Махараурава-нарака (Mahāraurava) — ад великих воплей. Подобно предыдущему, но связан с великими терзаниями. Жизнь в этом аду занимает 663552*1010 лет.
6. Тапана-нарака (Tapana) — жаркий ад. Слуги Ямы тыкают жертвы раскалённым копьём, пока пламя не пойдёт изо рта и из носа. Жизнь в этом аду занимает 5308416*1010 лет.
7. Пратапана-нарака(Pratāpana) — ад великого жара. Мучения похожи на те, что в аду Тапана, но жертв вдобавок более жестоко колят трезубцем. Пребывание в этом аду занимает 42 467 328*1010 лет.
8. Авичи-нарака (Avīci) — самый глубокий ад на глубине 40000 йоджан, высота ада 20000 йоджан, столько же, сколько все семь предыдущих адов вместе взятых. Пребывание в этом аду занимает 339,738,624*1010 лет, до конца антаракальпы. Поэтому этот ад называется «непрекращающейся наракой». Существа палятся на постоянном огне, это сопровождается страшными мучениями. В этот ад попадают те, кто «отсёк корни благого» — кто из-за приверженности к ложным воззрениям уничтожил в себе ростки не-алчности, не-вражды, не-невежества. В полемике с брахманизмом указывалось, что до такой степени могут опустится привержецы вед — брахманы, которые безнравственностью и неправедными законами поощряют преступность, алчность, злобу…
Пребывание в каждом следующем из этих адов в 20 раз больше, чем в предыдущем.Ад в мормонизмеАд в мормонизме
Ад — в откровениях Церкви Иисуса Христа Святых последних дней употребляется в двух значениях.
Во-первых, так называют духовную темницу — место в послеземном духовном мире, уготованное для тех, «кто умерли во грехах своих, без знания истины, или в согрешении, отвергнув Пророков» (Учение и Заветы 138:32). Это временное состояние, пребывая в котором душам будет дана возможность изучать Евангелие, покаяться и принять таинства спасения, совершаемые за них в храмах (Учение и Заветы 138:30-35). Те, кто примут Евангелие, могут пребывать в раю до воскресения. После воскресения и суда они получат степень славы, которой они будут достойны. Те, кто не захотят покаяться, но кто не зачислен среди сынов погибели, останутся в духовной темнице до конца Тысячелетия, когда они будут освобождены из ада, наказаны и воскрешены к телестиальной славе (Учение и Заветы 76:81-85).
Во-вторых, словом ад называют тьму внешнюю — место, где будут обитать сатана, его ангелы и сыны погибели (Учение и Заветы 29:36-38, 76:28-33). Сыны погибели — это те, кому нет прощения ни в этом мире, ни в мире грядущем — ибо они отвергли Святого Духа, после того как они приняли Его, и отвергли Единородного Сына от Отца, и тем самым распяли Его в себе, и предали Его открытому посрамлению (Учение и Заветы 76:34-35, см. также стихи 31-33, 36-37). Они не смогут получить место ни в одном из Царств славы; они будут пребывать в условиях ада (см. Учение и Заветы 76:38; 88:24, 32).Ад в германо-скандинавской мифологииАд в германо-скандинавской мифологии
Хельхейм (Helheim) (буквально Владения Хель) — в германо-скандинавской мифологии один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гйоль. Ни одно существо, даже боги, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Хермод — единственный, кто был в Хельхейме и вернулся обратно.
В день Рагнарёк из Хельхейма на корабле Нагльфар воинство Хель вплывет для сражения с асами.
Другие названия:
- Нифльхель (Туманная Хель)
- Хель (по имени хозяйки)
- Хельгард (Земля Хель)
Гйоль (норв. Gjöll) — в германо-скандинавской мифологии одна из одиннадцати рек Эливегар, согласно Гильфагиннингу, берет начало от Хвегрельмир в Нифльхейм, протекает через Гиннунгагап, и оттуда в земной мир. Гйоль — река, которая протекает ближе всего к воротам преисподней. Через нее перекинут тонкий золотой мост Гйалларбру который охраняет верная служанка Хель, великанша Модгуд и пес Гарм.
Даный миф дает начало Индоевропейским мифам, например Греческой реке Стикс.Ад в античной мифологииАд в античной мифологии
Аи́д у греков (или Гаде́с, др.-греч. Ἀΐδης или ᾍδης, также Ἀϊδωνεύς; у римлян Плуто́н (греч. Πλούτων, лат. Pluto — «богатый», также Дит лат. Dis или Орк) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то "на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю". Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.
Окружение Аида
Аскалаф. Садовник Аида. Сын Ахеронта и Горгиры (либо Ахеронта и Орфны), или сын Стикс.
Ахеронт. Согласно одному мифу, Ахерон — это терпящий наказание титан; согласно другому, более раннему, он обитает у Южного полюса. Кроме того, имя Ахерона носила река в подземном царстве, через которую Харон перевозил в челноке прибывшие тени умерших (по другой версии он перевозил их через Стикс).
Гелло. Некое чудовище, живущее в подземном мире.
Гидра. С 50 пастями сторожит порог Тартара в Аиде.
Горгира. Мать Аскалафа.
Евклей (Эвклей). На орфических золотых пластинках имя некоего подземного бога.
Еврином. Согласно эксегетам в Дельфах, демон в Аиде, пожирает мясо умерших, оставляя им одни кости. Ни «Одиссея», ни «Миниада», ни «Возвращения» в рассказе об Аиде не упоминают его. Изображен на картине Полигнота в Дельфах.
Кампа (en:Campe). Чудовище, страж киклопов в Тартаре. Убита Зевсом. Змеевласое чудовище, побеждена Зевсом.
Кербер (Це́рбер). Порождение Тифона и Ехидны (либо Тартара и Геи). Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых.
Орк — божество, порождено Эридой. Наказывает лгущих при клятве. На пятый день месяца Эринии пестуют его. Орк — также эпитет самого Аида.
Орфна (en:Orphne). Нимфа из Аверна, родила Ахеронту сына Аскалафа.
Харон. Перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Сын Эреба и Никты.
Эмпуса. Женщина-демон, мифическое существо с ослиными ногами, напоминающее вампира (упыря), высасывающего по ночам кровь у спящего человека. По описанию Аристофана, это чудовище в Аиде, собака, одна её нога медная, другая из навоза.
Топография подземного мира
Амелет. Река в Аиде. Есть выражение «в страну Амелета».
Амсанкт. Озеро, где находился вход в преисподнюю.
Ахеронт. Река в подземном царстве, через которую Харон перевозил в челноке прибывшие тени умерших.
Кокит (Коцит, en:Cocytus, «река воплей») . Река в Аиде. Соответствует земле и западу.
Лета. Источник и одна из рек в подземном царстве Аида, река Забвения. Первоначально упоминалась равнина Леты
Океан. Одна из четырёх рек Аида. Соответствует воде и северу.
Пирифлегетонт («пылающий огнем»). Река в Аиде. Поток в Италии. Соответствует огню и востоку.
Стигийские болота. См. Стикс.
Стикс. река в Аиде, оставляла десятую часть всего потока, проникавшего через мрак в подземное царство, где в Стикс впадал Коцит; остальные девять частей потока окружали своими извивами землю и море. Поэты упоминают также Стигийские болота в Аиде.
Флегетон (en:Phlegethon). Река в Аиде. Персонифицируется.
Та́ртар (др.-греч. Τάρταρος
— в древнегреческой мифологии — глубочайшая бездна, находящаяся под аидом, куда после титаномахии Зевс низвергнул Кроноса и титанов и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана. Там же были заточены циклопы.
Это тёмная бездна, которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо: по словам Гомера, медная наковальня летела бы от поверхности земли до Тартара в течение 9 дней. Тартар был окружён тройным слоем мрака и железною стеной с железными воротами, воздвигнутыми Посейдоном.
Согласно Гесиоду, зародился вслед за Хаосом и Геей. По Эпимениду, рожден от Аэра и Никты. По другим авторам, как персонификация этой бездны, Тартар был сыном Эфира и Геи.
В позднейшие времена значение Тартара изменилось: под ним стали подразумевать нижние пространства в царстве грешников.
В средние века тартаром стали называть наиболее заброшенные и удалённые уголки земли.
Также в "Центуриях" Нострадамуса Тартар упоминается как гиблое место, которому предстоит пережить небывалый расцвет.
В настоящее время можно услышать выражение "провалиться в Тартары", что означет то же, что и "провалиться под землю", т.е. "исчезнуть", "испариться", "перестать существовать".
Стикс. Гравюра Гюстава Доре, 1861